На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Запись за 28.11.2017 14:00:00 +0200

ПРО ШКОЛУ | Как портятся отношения Учителя и Родителя.

От автора: Данная статья будет полезна в первую очередь педагогам школ, кружков, секций, а также специалистам, работающими в технологии медиации и психологическом консультировании педагогических работников, родителей. Речь пойдёт о механизмах развития конфликтных ситуаций в треугольнике «учитель - ученик - родитель».

И в этой статье больше речь пойдёт о родителях, которым очень сложно даётся сотрудничество и взаимодействие со школой, которые полны страхов и недоверия. Надеюсь, завучам, педагогам, психологам будет полезен данный материал в разрешении текущих конфликтов, сглаживании напряжённых отношений и непонимания между педагогом и родителями.

«ТРУДНЫЕ РОДИТЕЛИ»: Какие родители Тревожны и Конфликтны?

Имеют негативный опыт из жизни, потому не доверяют никому, защищаются авансом, склонны фантазировать в негативном ключе о любой «подозрительной» для них ситуации.

Переживают «кризис личного успеха», потому неустойчивы к критике и стремятся выставить себя лучше, чем есть, оправдать себя за счёт чего угодно и кого угодно.

Находятся под «бременем высокого статуса» (реальный, мнимый), потому не позволяют себе просить о помощи, озвучивать то, что их не устраивает и в какой поддержке они нуждаются.

Активны, но неэффективны, справляются как могут, потому остро реагируют на «необоснованные» обвинения в «бездействии».

Привыкли жить «иждивенцами», не умеют управлять ситуациями жизни, поэтому перекладывают ответственность на других, всё время просят чужой помощи.

Одиноки в трудностях своей жизни, потому убеждены, что только личным участием, контролем и поучением других могут предотвратить «беду».

Как портятся отношения с родителями?

1. Родители приходят с переживаниями «личных историй» (опасений, страхов, неуверенности в себе, кризис личной жизни и успешности и т.д.), не связанных со школой и её сотрудниками (трудная жизненная ситуация, проблемы на работе, семейные драмы, кризисы смыла жизни, не выдерживают груз ответственности и т.д.).

Симптомы: раздражительны, ранятся на критику к себе и своему ребёнку или внешне безразличны и отчуждены, измотаны, ищут способы оправдаться внешними обстоятельствами.

Неполезные действия учителя:
- нервозное поведение родителя принимает на свой счёт;
- строит иллюзии о негативном отношении родителя к себе;
неуверен в своей «невиновности», накручивает себя и формирует обиду к родителю;
- не делится своими переживаниями по этому поводу;
- не говорит о своём желании ситуацию изменить;
- не говорит о своём расположении / сочувствии к родителю, не выражает поддержки;переходит в контратаку и контробвинения.

2. Родители в воспитании и обучении детей активны, но не эффективны.

Симптомы: болезненное чувство родительской ответственности, связанное с родительской некомпетентностью (неэффективностью практикуемых мер и приёмов воспитания, личное бессилие, отчаяние), говорят о неудачном опыте, признаются в своём бессилии, ждут от сотрудников школы «рецептов счастья», имеют подозрения, что проблема в учителе.

Неполезные действия учителя:
- постоянно и открыто критикует учащегося и его родителя;
в своей критике голословен, преувеличивает, чтобы «впечатлить» родителя;
- не делится своим опытом/подходом, не обсуждает с родителем, как тот может действовать по-другому;
- умалчивает о положительных моментах и подвижках (даже если они незначительны, но за это можно поддержать и учащегося и родителей).

3. Родители имеют негативный опыт доверия к должностным лицам/людям (с детского сада, с другой школы, гос.контор, в принципе по жизни).

Симптомы: пытаются проводить экспертизу работе учителя, обратить учителя в «свою философию воспитания» как своего заместителя, рассказывают о том, какая поддержка нужна их ребёнку, редко пользуются показаниями свидетелей, расспрашивают ребёнка преимущественно об инцидентах в классе/школе, не разбирают поведение своего ребёнка.

Неполезные действия учителя:
- не приносят извинений за то, в чём поступили некорректно или поспешно;
- не рассказывают о себе и о своей системе требований, остро реагируют на желание родителя посетить урок, поговорить с другими детьми и т.д.;
- не рассказывают родителям об особенностях современного образовательного процесса.

4. Родители имеют своё родительское представление об успешности своего ребёнка (свидетели тому, каким ребёнок был и чему уже научился).

Симптомы: пытаются оспаривать оценки, замечания по поведению и доказывать учителю способности своего ребёнка.

Неполезные действия учителя:
- не допускает знания, что учащийся имеет в рамках класса нераскрытые таланты и способности;
- не принимает в расчёт личные барьеры ребёнка в работе на уроках;
- думая о нём, как о неуспешном, не доверяет шанс проявить себя;
- обесценивает неучебные качества и способности ребёнка;
пренебрегает малым потенциалом ребёнка.

5. Родители склонны «играть в экспертов» (стремятся оценивать и анализировать всё происходящее в школе).

Симптомы: всё время расспрашивают о том, как ведутся уроки, по каким принципам ставят оценки, а «почему так, а ни так как было в моё время», начинают давать советы и спорить.

Неполезные действия учителя:
- раздражается на ситуацию «экспертизы»;
- не поясняет свою позицию и методы, требования ФГОС;
- уходит от темы разговора;
- оставляет родителя в сомнениях и подозрениях.

Распространённые ошибки педагогов

Феномен: «Я точно знаю, что Вы не занимаетесь» – голословное утверждение о родительской безответственности.
Вызывает протест и негодование, ставит взрослого в позицию «оправдывающегося ребёнка».

Феномен: «Я не знаю «как», но Вы должны догадаться сами» – призыв к каким-то действиям, но не уточнено каким.
Вызывает чувство тревоги и неопределённости, и провоцирует острое сопротивление и конфронтацию.

Феномен: «Я не обязана перед Вами отчитываться» – отказ пояснять свою систему требований и решений.
Вызывает подозрения в некомпетентности и даёт поле для негативных фантазий об учителе.

Феномен: «Мне не за что похвалить его» – отдаётся приоритет проблемным зонам и недостаткам ребёнка, не поддерживаются сильные стороны.
Вызывает острое напряжение в родителе, провоцирующее протест, возмущение и обвинение учителя в обесценивании и предвзятости к ребёнку.

Продолжение статьи по ссылке...

#Психотерапия, #Психология, #ПсихологическоеКонсультирование, #Здоровье; #Статья, #Школа
Про школу | Как портятся отношения Учителя и Родителя.

Ссылка на первоисточник
наверх