ВЫБОР ПРОФЕССИИ | Как родителям подготовить школьника к выбору профессионального пути?
От автора: Краткий лекционный материал памятки для родителей учащихся 8-9 и 11 классов о том, как организовать свои поиски в изучении мира профессий и подготовке себя к осознанному выбору.
ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ
ВЫБОР ПРОФЕССИИ Как родителям подготовить школьника к выбору профессионального пути
— Что такое профессия?
Выбрать себе профессию - значит выбрать себе работу, быть принятым в определеннуюгруппу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ
жизни.
Профессиональная трудовая деятельность – характеризуется:
1) определенным уровнем квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональномобразовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами;
2) профессия является своего рода товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить.
— Как связаны между собой профессия и увлечение? —
Ваше увлечение можетстать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Идеально, когда профессия является одним из увлечений, хобби - это максимум удовольствий, желание ходит на работу с энтузиазмом.
Однако, если вы подозревате, что ваше хобби не принесёт вам основного заработка, оставьте его как занятие для души, и выбирайте альтернативное интересное вам направление, что более преемлемо для вас и интересно.
— Как можно познакомиться с разными профессиями? —
- расспросить знающих людей.
- прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из - них в фильмах.
- понаблюдать за специалистом на рабочем месте.
- попробовать поработать самому.
— С кем можно поговорить о профессиях? —
- с психологами-профконсультантами;
- школьными учителями;
- преподавателями профессиональных учебных заведений;
- специалистами профессий, которые Вас интересуют;
- родителями, родственниками и знакомым.
— Где можно найти материалы о различных профессиях? —
- книги;
- газеты и журналы;
- телевидение и радио;
- видео- и кинофильмы;
- информация на компьютерных дисках;
- информация в глобальных компьютерных сетях.
— Как можно изучать работу интересных специальностей? —
Постарайтесь представить себя на его месте:
-Что Вы будете видеть, слышать, чувствовать?
- О чем Вы будете думать?
- Что Вам будет мешать работать?
- Отчего в работе Вы сможете получить удовлетворение?
— Стоит ли попробовать поработать самому? —
Вы можете испытать себя в роли специалиста по какой-либо профессии, или испытать саму эту профессию на предмет того, насколько вы соответствуете друг другу. За это время Вам важно приобрести:
- жизненный и трудовой опыт;
- деловые связи и знакомства;
материальную основу для дальнейшего профессионального роста.
— Что следует узнать о профессиях? —
Технологические характеристики:
- Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста?
- В чем заключаются цели труда? Материальное производство, создание духовных ценностей, услуги?
- С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?
- Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?
- Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?
- Чем характеризуется рабочее время специалиста? В жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами, в нерабочее время, без перерывов, в вынужденном темпе?
- Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?
Экономические характеристики:
- В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка?
- Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?
- В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?
Педагогические характеристики:
- Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
- Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
- Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?
Медицинские характеристики профессии:
- Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
- Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
- Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.
Психологические характеристики профессии:
- к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию,
- к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости,
- к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям,
- к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.
— Сколько существует профессий? —
В документе, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются.
— Какие новые профессии появляются в наши дни? —
Сейчас развивается сфера торговли, управления и информационного обслуживания. Это агенты и менеджеры: коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер, и т.п.
В области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web дизайнер. Далеко не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить качественную подготовку. Могут представлять собой скорее названия должностей в различных фирмах.
— Как ориентироваться в мире профессий? —
Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - преимущественно ума и аккуратности, третьи - общительности и сдержанности, четвёртые похожи по предмету труда и действиям. Их можно объединить в клубы со своими законами, языком, участниками. Слесари по ремонту автомобилей, механосборочных работ и сантехника различаются только задачам и условиям труда.
— Какие бывают психологические типы профессий? —
5 типов профессий по предмету труда:
1. Тип "человек-человек". Работа непосредство с людьми, связанным с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер, психолог), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор), руководители, экскурсоводы и т.д.
Требования: умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
2. Тип "человек-техника". Работа с техникой: профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).
Требования: высокий уровень развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости, терпения и осторожности.
3. Тип "человек-знаковая система": Работа с символами: профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).
Требования: способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами/знаками/формулами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
4. Тип "человек-художественный образ". Творческая работа: профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).
Требования: развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
5. Тип "человек-природа". Работа с природой: профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).
Требования: хорошая наблюдательность, способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. Какие бывают классы профессий?
2 класса по характеру труда
А) Профессии исполнительского класса – выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.
Б) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).
↪ 7kluchei.ru, #Психотерапия, #Психология, #ПсихологическоеКонсультирование, #Здоровье, #Психолог, #Психотерапевт, #Репетитор; #Статья, #ВыборПрофессии

ВЫБОР ПРОФЕССИИ | Как родителям подготовить школьника к выбору профессионального пути?